Главная | Контакты | Новости | Гостевая книга | Статьи | Форум

Статьи

Статьи > О 1-й книге Н. Калугинского > 6 - Интервью с автором
 



 

6 - Интервью с автором  

— Можно ли считать ваше сочинение эзотерической литературой, или это какой-то другой жанр?

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, что мы понимаем под словом эзотерика. Я мог бы сразу сказать — нет, это не эзотерика. Но я не люблю, когда за ярлыками теряется смысл. Наклеивание ярлыков — это благодатная почва для невежества, а если человек следует истине по невежеству, то истина обращается для него в смертоносный яд. И таких примеров множество.

Поэтому давайте разберемся, раз уж зашла об этом речь. Эзотерический — как кстати и оккультный — эти слова имеют, вообще говоря, два смысла. Первый — безобидный, если можно так выразиться, — это их изначальное значение в качестве иностранных слов. Они означают скрытый, тайный. И в этом смысле христианство является учением самым эзотерическим и оккультным из всех ныне известных. Господь Сам говорит об его эзотеричности, помните? Где-то у Марка, кажется: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах. Это главный принцип эзотерики — разделение на внешних и на внутренних, посвященных. Но здесь есть одно важное но.

Посвященными в христианстве являются те, кто непосредственно в состоянии воспринимать тайны Царствия Божия в ощущениях, а не интеллектом в словесной форме. Потому-то и излагал Господь свое учение в притчах, что словами эти тайны не выражаются. Нет таких слов в человеческом языке. И для тех, кто не в состоянии воспринимать тонкоэнергетические ощущения, можно дать только иносказательное словесное объяснение. И оно всегда будет весьма приблизительным, грубым и искаженным. Я прошу прощение за грубоватое сравнение, но это как если бы вы начали пытаться изложить для уголовников, скажем, какие-нибудь сложные теории из высшей математики при помощи матерной лексики — по причине непонимания ими математических терминов. Изложить-то вы, может быть, и смогли бы, но вот качество математических познаний ваших слушателей было бы под большим вопросом.

Кстати говоря, и мое сочинение тоже надо рассматривать как своего рода притчу — даже в тех местах, где все выглядит наукообразно и “серьезно”. Как только мы начинаем говорить о чем-то, непосредственно не воспринимаемом слушателем, используя при этом известные слова и понятия — это уже притча. Все “научное” описание мира — это тоже притчи. Мы привыкли считать притчами что-то иносказательное, но ведь все естественные науки — иносказание, отличное от непосредственной сути описываемых явлений.

Но мы отвлеклись. Есть и второй смысл у слов эзотерика и оккультизм. Как бы уже у русских слов. Под оккультизмом понимается обычно нечто, относящееся к колдовству, черной магии, общению со злыми духами, спиритизму, НЛО и прочему. Эзотерикой же именуется изложение всяческих космогонических теорий, преимущественно теософского плана, часто в смеси с оккультизмом в последнем смысле.

— Так в чем же разница между христианской литературой и эзотерической?

— Объясню “на пальцах”. Обычный человек не видит Бога. Находясь в этом состоянии, христианин принимает интеллектуальную концепцию его существования. Отсюда для него следует, что имеется причина, препятствующая Боговидению — в этой системе координат именуемая грехом. В результате ставится задача: уничтожение греха и достижения святости и бессмертия.

Христианин ограничивает свой интеллект принятием этой одной концепции. Поэтому в христианстве нет развитой космогонии. Она не нужна, просто не требуется для спасения. Наоборот, лишние интеллектуальные конструкции являются помехой в этом деле. Христианство исходит не из интеллектуальных концепций, которые являются лишь стартовой точкой для дальнейшего, а из реальных ощущений обычного грешного, то есть неочищенного, человека. Это реалистический подход. Здесь, кстати, и корень настороженного, мягко выражаясь, отношения христиан к интеллекту. Святые Отцы учат, что исправляется душа безмолвием в разуме. Ведь интеллект, с его бесконечным внутренним монологом, — это свойство падшей природы, и именно он является источником всякой прелести, улавливающей человека в демонические сети.

В эзотерике все не так. Здесь не человек является хозяином интеллекта, а интеллект — хозяин человека. Интеллект строит огромные космогонические конструкции. То, что человек ничего этого реально не ощущает, его — интеллект то есть — совершенно не волнует. Более того, он внушает человеку мысль о том, что все эти конструкции являются его собственным “умозрительным” восприятием реальности. Все эти эгрегоры, пирамиды служителей, иерархии света, вознесенные учителя, высокие сущности и прочие, как им кажется, “духовные” категории пришли в сознание эзотериков не из реального восприятия мира, а из трудов Рерихов, Блаватской, Бейли и прочих продолжателей “славного” дела этих писателей.

Человек оказывается погружен в дурманящий мираж собственных интеллектуальных построений, возведенных на фундаменте “сведений”, почерпнутых у вышеупомянутых авторов. Ведь даже если предположить, что их сочинения описывают действительно существующие вещи, слова в любом случае передают абсолютно неадекватную и искаженную информацию. К тому же интеллект, являясь по своей природе инструментом трехмерного пространства, в принципе не может сколь либо адекватно воспринимать — так как это вообще не инструмент восприятия — что либо из сфер, лежащих за пределами физического мира.

Поэтому крайне вредно воображать себе что-либо подобное, тем более “медитировать” на эти темы. Не знаю уж, может ли это привести к сумасшествию, как иногда пугают некоторые православные, так как термин сумасшествие для меня не совсем ясен. С другой стороны чем, как не сумасшествием, можно назвать отказ человека от самой концепции спасения души, мотивируемый тем, что спасать ее не от чего и незачем?

Я мог бы еще много говорить на эту тему, материал для “осмысления” тут огромен. Но вкратце скажу так: Наука о Чистоте ставит задачу спасения души — стяжания Святого Духа, или просветления. Моя книга именно об этом, поэтому к эзотерике она отношения не имеет. Эзотерическая литература, наоборот, отвлекает людей от этой задачи, и поэтому, на мой взгляд, безусловно вредна. Хотя парадокс состоит в том, что зачастую понять это можно, лишь начитавшись этой галиматьи “под завязку”.



Посмотреть весь раздел О 1-й книге Н. Калугинского 
 
 
Список новостей

Статьи:

Задержка дыхания
Шива Самхита
Хатха Йога Прадипика
Кундалини Тантра
Техника кумбхаки
Эндогенное дыхание
О 1-й книге Н. Калугинского
Святые Отцы
Иоанн Лествичник
Антоний Великий
Макарий Великий
Исихазм
Главная | Контакты | Новости | Гостевая книга | Статьи | Форум
Copyright © 2007
Contact Us | Написать
Пранаяма - путь бессмертных

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (6)




DONE полезные ссылки